ЗАПИСКИ профессора

«Обще­ствен­ная пози­ция»

(про­ект «DAT» №10–11 (375) от 16 мар­та 2017 г.

Смысл воль­ных строк

Перед Штра­у­сом-ком­по­зи­то­ром я сни­маю шля­пу,

перед Штра­у­сом-чело­ве­ком я наде­ваю её опять.

(Арту­ро Тос­ка­ни­ни, ита­льян­ский дири­жер ХХ века)

Сра­зу хочу ска­зать, что речь здесь идет не об Иоганне Штра­у­се – авто­ре зна­ме­ни­то­го «Вен­ско­го валь­са», а об его одно­фа­миль­це. Этот Штра­ус свою репу­та­цию выда­ю­ще­го­ся ком­по­зи­то­ра, созда­те­ля зна­ме­ни­той поэ­мы «Так гово­рил Зара­ту­шт­ра» и гим­на Олим­пий­ских игр, состо­яв­ших­ся в Бер­лине в 1936 г. испор­тил, запят­нав сотруд­ни­че­ством с наци­ста­ми, когда в 1933 г. при­нял при­гла­ше­ние Геб­бель­са воз­гла­вить Импер­скую музы­каль­ную пала­ту.

Вспо­ми­наю еще слу­чай из боль­шо­го спор­та, рас­ска­зан­ный мне заслу­жен­ным тре­не­ром Казах­ста­на по гим­на­сти­ке Хаки Чими­ро­вым. Так вот, наш зем­ляк Мак­сим Цыган­ков был чле­ном сбор­ной СССР по спор­тив­ной гим­на­сти­ке и перед Олим­пий­ски­ми игра­ми 1980 года, состо­яв­ши­ми­ся в г. Москве, был вызван на сбо­ры. На при­ки­доч­ных сорев­но­ва­ни­ях, то есть свое­об­раз­ных тесто­вых испы­та­ни­ях он пока­зал абсо­лют­но луч­ший резуль­тат в пяти упраж­не­ни­ях и дол­жен был вый­ти на помост Олим­пи­а­ды. Одна­ко вече­ром капи­тан сбор­ной СССР, зна­ме­ни­тый Нико­лай Андри­а­нов, обла­да­тель мно­гих Олим­пий­ских наград выс­шей про­бы, заста­вил Мак­си­ма «обмыть» этот успех, а потом «насту­чал» стар­ше­му тре­не­ру о неспор­тив­ном пове­де­нии Цыган­ко­ва. Есте­ствен­но, наш зем­ляк из сбор­ной был отчис­лен и лишил­ся сво­их заслу­жен­ных Олим­пий­ских наград. Зависть Андри­а­но­ва не поз­во­ли­ло Цыган­ко­ву стать Олим­пий­ским чем­пи­о­ном. Поэто­му вслед за Арту­ром Тос­ка­ни­ни я тоже гово­рю: перед спортс­ме­ном Андри­а­но­вым мы сни­ма­ем шля­пу, а перед чело­ве­ком Андри­а­но­вым мы оде­ва­ем ее опять.

Бере­ги­те сле­зы Ваших детей, дабы они мог­ли про­ли­вать их на Вашей моги­ле.(Пифа­гор)

Про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний отцов и детей была все­гда. Мы зна­ем, что на Запа­де отец-мил­ли­о­нер не пота­ка­ет жела­ни­ям сво­их детей. День­ги на кар­ман­ные рас­хо­ды, как пра­ви­ло, зара­ба­ты­ва­ют на бен­зо­ко­лон­ках, в кафе-ресто­ра­нах… Совре­мен­ный же казах, ско­ло­тив­ший неболь­шое состо­я­ние, зача­стую созда­ет сво­е­му чаду теп­лич­ные усло­вия, о чем поз­же горь­ко сожа­ле­ет. Я думаю, детей нуж­но рас­тить и вос­пи­ты­вать в люб­ви: к семье, роди­те­лям, сосе­дям, окру­жа­ю­щим людям, сво­е­му Оте­че­ству…

Что каса­ет­ся дет­ских слез и нака­за­ний за про­ступ­ки, то еще царь Соло­мон в сво­их Прит­чах (13, 24) гово­рил: «Кто жале­ет роз­ги свои, тот нена­ви­дит сына; а кто любит, тот с дет­ства нака­зы­ва­ет его». А аме­ри­кан­ское изре­че­ние гла­сит: «Нака­зы­вай сына каж­дый вечер; если ты не зна­ешь за что, он-то уж точ­но зна­ет». Так что кто из древ­них муд­ре­цов прав – пусть каж­дый решит сам. Про­шу про­ще­ние у сво­е­го сына, что, не ведая муд­ро­сти Соло­мо­на, сле­до­вал его заве­там, пото­му что любил свое чадо.

Вспо­ми­ная свои дет­ские годы, при­по­ми­наю слу­чай, когда мой одно­класс­ник Вить­ка Ско­ро­же­нин бахва­лял­ся тем, что в дет­стве отец его изби­вал, а сего­дня он ему сда­чи дает. Я не думаю, что на моги­ле сво­е­го отца такой сын будет про­ли­вать сле­зы отча­я­ния.

Мои роди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли нас в люб­ви и дали всем сво­им вось­ме­рым детям хоро­шее обра­зо­ва­ние. И мы почти каж­дый год встре­ча­ем­ся в род­ном селе на их моги­ле и все­гда вспо­ми­на­ем их доб­ры­ми сло­ва­ми бла­го­дар­но­сти. Когда же они были живы, мы все соби­ра­лись за роди­тель­ским сто­лом, где, как в извест­ной песне, «и хле­ба гор­буш­ку и ту попо­лам…». Мы, трое стар­ших бра­тьев Марат, Тал­гат и я, мог­ли, выпив мами­ной браж­ки, и подрать­ся. Конеч­но, без зла, боль­ше из спор­тив­но­го инте­ре­са.

Но я вспо­ми­наю до сих пор, как мой покой­ный отец жало­вал­ся мате­ри: «Бәрі айта­ды – бала-шағаң­ның қызы­ғын көр деп. Еке­уі­міз қашан бала­ла­ры­мы­здың қызы­ғын көре­міз?». То есть отец гово­рил: «Когда же наши дети будут радо­вать нас сво­им пове­де­ни­ем и успе­ха­ми?». На что муд­рая наша мать отве­ча­ла: «Надо тер­петь. Все при­дет. Все­му свое вре­мя». Мы не под­ве­ли сво­их роди­те­лей – каж­дый из нас стал ува­жа­е­мым чле­ном обще­ства, у каж­до­го – свое место.

Гово­ря о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях отцов и детей, нель­зя обой­ти сто­ро­ной вопрос лидер­ства в семье. По опре­де­ле­нию им дол­жен быть отец, но и это пра­во нуж­но заслу­жить, оно не дает­ся по пра­ву пер­во­род­ства. Фран­цуз­ский писа­тель XVIII в. Люк Вове­нарг гово­рил, что управ­лять одним чело­ве­ком иной раз труд­нее, чем целым наро­дом. А что же гово­рить о целой семье или госу­дар­стве?

Наш вели­кий пре­док Чин­гис­хан счи­тал, что, преж­де чем коман­до­вать тыся­ча­ми вои­нов, ты дол­жен научить­ся коман­до­вать сот­ней, а до это­го – десят­ком. Но преж­де все­го ты дол­жен дока­зать свою спо­соб­ность содер­жать в поряд­ке свой дом.

Папа Рим­ский Иоанн XXIII, гово­ря об осо­бой роли отца в семье, под­черк­нул: «Лег­че отцу иметь детей, чем детям отца». Англий­ское же изре­че­ние гла­сит: «Отцов­ские и сынов­ние чув­ства раз­лич­ны: отец пита­ет любовь к сыну; сын же пита­ет любовь к памя­ти отца».

Что каса­ет­ся нашей семьи и моих отно­ше­ний с сыном, то, думаю, англий­ское изре­че­ние нам не совсем под­хо­дит.

Воз­вра­ща­ясь к Пифа­го­ру, хочу ска­зать, что по исте­че­нии трех лет после кон­чи­ны моей супру­ги мои дети так­же тяже­ло пере­жи­ва­ют поте­рю сво­ей люби­мой мамы Мар­зии Нур­та­зов­ны.

От под­но­ше­ний и боги ста­но­вят­ся сго­вор­чи­вы­ми.(Еври­пид)

Толь­ко поду­мать: две с поло­ви­ной тыся­чи лет назад людей вол­но­ва­ла та же про­бле­ма, кото­рая вол­ну­ет нас и сего­дня – про­бле­ма кор­руп­ции. Если боги под­да­ют­ся на это иску­ше­ние, то какой может быть спрос с нас, про­стых смерт­ных? Но я, все-таки оправ­ды­вая богов, думаю, что под под­но­ше­ни­я­ми они пони­ма­ли бла­го­дар­ность, кото­рая явля­ет­ся, по сло­вам древ­не­гре­че­ско­го бас­но­пис­ца Эзопа, при­зна­ком «бла­го­род­ства души». Одна­ко вер­нем­ся к совре­мен­но­сти.

Пом­ню, как-то зво­нит мне одно ответ­ствен­ное лицо, кото­рое рас­пре­де­ля­ло день­ги в спор­тив­ном бюд­же­те. Назвав меня чело­ве­ком их кру­га, он попро­сил откат от одной сдел­ки в раз­ме­ре 30%. На мой вопрос, а что было бы, если бы я был не ваше­го кру­га, он про­сто­душ­но отве­тил: тогда бы ты пла­тил 50%. К сожа­ле­нию, кор­руп­ция ста­ла обра­зом жиз­ни совре­мен­но­го чело­ве­ка.

Ранее я уже цити­ро­вал древ­не­ин­дий­скую муд­рость, кото­рая, в част­но­сти, пред­пи­сы­ва­ла побеж­дать жад­но­го день­га­ми. Но жад­ных мень­ше не ста­но­вит­ся, и про­блем, кото­рые надо решать, тоже не убав­ля­ет­ся. Вот такой закол­до­ван­ный круг! Пусть каж­дый сам реша­ет, как из него выби­рать­ся.

Луч­ше рух­нуть ска­лой, чем сыпать­ся пес­ком(Мон­голь­ское изре­че­ние)

В одной рус­ской посло­ви­це гово­рит­ся, что на миру и смерть крас­на. Вели­кий рус­ский поэт Алек­сандр Блок писал: «Гибель не страш­на герою, пока безум­ству­ет меч­та». Ник­ко­ла Макиа­вел­ли счи­тал, что «толь­ко герой, избран­ник Судь­бы име­ет силу выне­сти сво­бо­ду – пре­сту­пать закон без стра­ха, без угры­зе­ния, оста­ва­ясь невин­ным во зле».

Хочу в этой свя­зи вспом­нить сво­е­го отца. Он умер в воз­расте Мухам­ме­да, а его отец – мой дед Заки­рья про­жил на 30 лет боль­ше. Так вот, в сту­ден­че­ские годы, когда я при­ез­жал домой на кани­ку­лы, в роди­тель­ском доме меня ждал немощ­ный мой дед, за кото­рым уха­жи­ва­ла моя сер­до­боль­ная мама. Мой отец, смот­ря на мое­го деда, поче­му-то все­гда про­сил Все­выш­не­го, что­бы Он не дарил ему столь­ко лет, как отцу. Види­мо, он хотел, что­бы его сыно­вья и вну­ки запом­ни­ли его моло­дым, здо­ро­вым, в рас­цве­те сил. Он не хотел сыпать­ся пес­ком и быть обу­зой для сво­их близ­ких… Мой отец и не ведал об аме­ри­кан­ской мечте жить дол­го и уме­реть моло­дым. Как ска­зал Пьер Буаст, кото­ро­го мы уже цити­ро­ва­ли: «Каж­дый хочет жить дол­го, но никто не хочет ста­реть».

Хотел бы закон­чить этот раз­дел не на такой печаль­ной, а даже на шут­ли­вой ноте. Совре­мен­ни­ки о биб­лей­ском Мои­сее, кото­рый сво­их сооте­че­ствен­ни­ков 40 лет водил по пустыне, что­бы вымер­ли все, кто был зара­жен ядом пси­хо­ло­гии раб­ства, гово­рят: «Если 40 лет водить народ по пустыне, то из него песок посып­лет­ся…».

(Про­дол­же­ние сле­ду­ет)

Кай­рат ЗАКИРЬЯНОВ,

про­фес­сор


Республиканский еженедельник онлайн