fbpx

ОШИБСЯ ОРАКУЛ ВЛАСТИ…

Как извест­но, недав­но Олжас Сулей­ме­нов дал интер­вью газе­те «Сво­бо­да Сло­ва», в кото­ром гово­рил и о «Док­трине наци­о­наль­но­го един­ства». В свя­зи с его выска­зы­ва­ни­я­ми, дума­ет­ся, не изме­нит­ся кар­ди­наль­ным обра­зом мне­ние казах­ской части наро­да Казах­ста­на о про­бле­ме. И преж­де все­го пото­му, что отно­ше­ние О. Сулей­ме­но­ва к казах­ско­му наро­ду дале­ко «не тро­га­тель­ное», и сам он вла­де­ет казах­ским язы­ком как нерод­ной казах. И преж­де, чем что-то гово­рить о наро­де, надо знать не толь­ко его язык, но и тра­ди­ции, обы­чаи и т. д. Кор­ни наро­да – в язы­ке, впи­тан­ном чело­ве­ком с моло­ком мате­ри. Язык – это крепь, плат­фор­ма, на кото­рой бази­ру­ет­ся все осталь­ное: созна­ние, чув­ства и дух.

Те же аме­ри­кан­цы или бра­зиль­цы, о кото­рых гово­рил пре­зи­дент, побе­див­шие расо­вые, язы­ко­вые, тер­ри­то­ри­аль­ные раз­ли­чия, до сих пор не смог­ли одо­леть наци­о­наль­ную и
рели­ги­оз­ную при­над­леж­но­сти наро­дов. Они коло­ни­зи­ро­ва­ли зем­ли корен­ных наций, впо­след­ствии уни­что­жив их.

А мы, по «док­трине», долж­ны сооб­щить все­му сооб­ще­ству о том, что  отка­зы­ва­ем­ся от сво­ей при­над­леж­но­сти к казах­ской нации, от веры, от сво­их обы­ча­ев и тра­ди­ций, нако­нец. Как вам нра­вит­ся это: само­би­че­ва­ние, само­об­ли­че­ние, что это?! Толь­ко осра­ми­ли сами себя на весь мир. Пусть даже и при­шли извне те же аме­ри­кан­цы, но они ведь постро­и­ли демо­кра­тию. Нам что меша­ет постро­ить свое спра­вед­ли­вое, демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство, тем более без необ­хо­ди­мо­сти тех же кро­во­про­лит­ных войн? Напро­тив, у нас, в сооб­ще­стве наций и народ­но­стей, все есть: и мир, и согла­сие. Не хва­та­ет толь­ко самой демо­кра­тии и воли Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва.

Нако­нец, ведь была у нас и соб­ствен­ная коче­вая демо­кра­тия, осно­ван­ная в свое вре­мя сака­ми-кип­ча­ка­ми и Чин­гис­ха­ном. В осно­ву прав­ле­ния бра­лась вера – тен­гри­ан­ство, ран­няя мусуль­ман­ская рели­гия. Это­го было бы более чем доста­точ­но.

Что по сути надо делать каза­хам для соб­ствен­но­го раз­ви­тия? Для это­го надо жить и раз­ви­вать­ся так, как пред­опре­де­ле­но самой исто­ри­ей раз­ви­тия казах­ско­го обще­ства, а имен­но: по пути родо­слов­ной каза­хов, назы­ва­е­мой так­же и дре­вом жиз­ни.

Каза­хов имен­но каза­ха­ми сде­ла­ла их родо­слов­ная (шежи­ре). Это по мое­му мне­нию. Как извест­но, родо­слов­ная выкра­и­ва­ет­ся из моза­и­ки пле­мен (жузов и родов). Жузов у каза­хов три. А родов и пле­мен в каж­дом жузе десят­ки, а то и того боль­ше. При встре­че каж­дый казах у собе­сед­ни­ка спро­сит о его при­над­леж­но­сти к роду, жузу. До семи колен не сва­та­ют­ся каза­хи, ибо этим пре­сле­ду­ет­ся цель чисто­ты кро­ви, генов поко­ле­ний. Воз­ни­ка­ет вопрос: а отку­да же взя­лись жузы и роды?

Тер­ри­то­ри­аль­но-хозяй­ствен­ное устрой­ство, а так­же коче­вой, ско­то­вод­че­ский образ жиз­ни сако-каза­хов яви­лись, види­мо, осно­вой нынеш­ней нации как тако­вой. Для веде­ния тако­го хозяй­ства нуж­ны толь­ко зем­ли. На обшир­ных тер­ри­то­ри­ях и раз­ви­ва­лось такое хозяй­ство. Таким обра­зом, объ­ек­тив­но сло­жив­ши­е­ся усло­вия и опре­де­ли­ли воз­ник­но­ве­ние родо­слов­ной каза­хов для защи­ты от напа­де­ний извне. Надо отме­тить воин­ствен­ность саков-каза­хов, все­гда обла­дав­ших при­спо­соб­лен­ной к мест­ным гео­гра­фи­че­ским усло­ви­ям кон­ной арми­ей. Таким обра­зом, выдан­ная замуж девуш­ка мог­ла ока­зать­ся в любом краю Роди­ны-мате­ри, про­сти­ра­ю­щей­ся от Вол­ги до Алтая, от гор Ала­тау до лесо­сте­пей Сиби­ри. Это озна­ча­ло новый союз семейств, неру­ши­мо­сти кото­ро­го тре­бо­ва­ла сама жизнь.

Нация каза­хов име­ет одну отли­чи­тель­ную осо­бен­ность: язык казах­ский счи­та­ет­ся древним и одно­род­ным на всей тер­ри­то­рии Казах­ста­на. Ста­ло быть, древ­ние и обы­чаи, и тра­ди­ции каза­хов, явля­ю­щи­е­ся сутью нации по сего­дняш­ний день. Казах­ско­му наро­ду при­су­щи любовь и бли­зость к При­ро­де. Духов­ность и бли­зость к Тен­гри­ан­ству от Бога. У каза­хов пре­дан­ность и ува­же­ние к Духу умер­ших (ару­а­хам) с мало­лет­ства. Береж­ное и любов­ное отно­ше­ние к хле­бу, дастар­ха­ну, почи­та­ние любо­го стар­ше­го, акса­ка­лов.

Теперь об аль­тер­на­тив­ной «Док­трине» – «Кон­цеп­ции наци­о­наль­ной поли­ти­ки», пред­ло­жен­ной народ­ным дви­же­ни­ем «Защи­тим неза­ви­си­мость!» В этом доку­мен­те учте­ны все жгу­чие вопро­сы теку­ще­го момен­та, каса­ю­щи­е­ся как каза­хов, так и не каза­хов. Дела­ет­ся акцент на казах­ский этнос как госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щий. И вооб­ще, этот доку­мент выра­жа­ет чая­ния не толь­ко казах­ской части насе­ле­ния, но и всех этни­че­ских мень­шинств: рус­ских, укра­ин­цев, узбе­ков, татар, нем­цев, уйгу­ров и т. д. Тем самым при­зна­ет­ся ста­тус наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти каж­до­го наро­да, про­жи­ва­ю­ще­го в Казах­стане. Пре­сле­ду­ет­ся цель еди­не­ния наро­да Казах­ста­на по-насто­я­ще­му, а не декла­ра­тив­но, как в «Док­трине». В этом отно­ше­нии этот доку­мент явля­ет­ся поис­ти­не цемен­ти­ру­ю­щим зве­ном в обще­стве, явля­ясь наци­о­наль­ной иде­ей, поли­ти­кой, нако­нец, еди­не­ния все­го казах­стан­ско­го наро­да.

От неожи­дан­но­сти власть, слов­но подра­нок, зали­зы­ва­ет теперь рану после тако­го ощу­ти­мо­го уда­ра по сво­е­му ими­джу. И, сла­ва Богу, под дав­ле­ни­ем обще­ствен­но­сти во гла­ве с М.Шахановым власть вро­де бы отсту­пи­ла от пер­во­на­чаль­ных наме­ре­ний решить про­бле­му ско­пом, све­дя все и вся в кучу. К это­му вопро­су и была под­ве­де­на тяже­лая артил­ле­рия в лице «ора­ку­ла» Олжа­са Сулей­ме­но­ва, высту­пив­ше­го с под­держ­кой пре­зи­дент­ской «Док­три­ны».

Абди­на­зар ОТАРБАЙ,

инже­нер,

г. Алма­ты

Что при­ка­же­те делать?!

ПОЭТОМ можешь ты НЕ БЫТЬ…

Про зна­ме­ни­то­го тер­ро­ри­ста прош­лой исто­рии Рос­сии, неза­у­ряд­ной лич­но­сти, эсе­ра Бори­са Савин­ко­ва гово­ри­ли, что когда с ним раз­го­ва­ри­ва­ешь, надо креп­ко дву­мя рука­ми дер­жать свои мыс­ли – ина­че поте­ря­ешь нить раз­го­во­ра. Точ­но так в слу­чае с нашим Олжа­сом Сулей­ме­но­вым, кото­рый пред­став­ля­ет­ся экви­либ­ри­стом, сикр­шы и мани­пу­ля­то­ром, игра­ю­щим сло­ва­ми и про­слыв­шим извест­ным пане­ги­ри­стом ста­тус-кво тепе­реш­ней систе­мы.

Вот и в сво­ем интер­вью газе­те «Сво­бо­да Сло­ва» он оста­ет­ся верен себе.

Пра­виль­но ска­зал жур­на­лист и обще­ствен­ный дея­тель Айдос Сарим бук­валь­но недав­но о поту­гах «обще­ствен­ни­ка» Олжа­са: «Стрях­ну­ли наф­та­лин с него и вытас­ки­ва­ют на свет про­ку­ка­ре­кать… мимо цели и нев­по­пад…» Кста­ти, о раз­ду­ва­е­мой его роли в дви­же­нии по закры­тию Семи­па­ла­тин­ско­го поли­го­на. Элек­трон­ная газе­та «Zona KZ» от 07.02. 2008 г. в ста­тье «Олжас Сулей­ме­нов пере­би­ра­ет в хва­стов­стве» ссы­ла­ет­ся на рос­сий­ско­го ака­де­ми­ка Евге­ния Вели­хо­ва, выска­зы­вав­ше­го­ся по теле­ви­де­нию о том, что Сулей­ме­нов к закры­тию поли­го­на име­ет крайне незна­чи­тель­ное отно­ше­ние. Так, мимо­хо­дом, лишь арти­ку­ля­ция и шуми­ха для нача­ла и сопро­вож­де­ния пере­го­во­ров меж­ду Моск­вой и Вашинг­то­ном. Там в дей­стви­тель­но­сти сре­ди пер­вых бор­цов за закры­тие поли­го­на фигу­ри­ро­вал пер­вый сек­ре­тарь Семи­па­ла­тин­ско­го обко­ма ком­пар­тии Кеши­рим Бозта­ев.

А вот то, что как раз в это вре­мя бла­го­да­ря Олжа­су в Казах­стане при­блу­ди­лись такие дель­цы миро­во­го клас­са, как Маш­ке­вич, Шоди­ев и Ибра­ги­мов, это уже факт. И они с того вре­ме­ни при­хва­ти­ли мно­го наше­го добра и счи­та­ют­ся яко­бы наши­ми «род­ны­ми» мил­ли­ар­де­ра­ми-оли­гар­ха­ми. Ну, спа­си­бо Олжа­су, услу­жил сво­е­му наро­ду.

За такие дела Олжа­су сле­ду­ет отма­ли­вать свои гре­хи. А он в сво­ем интер­вью уте­ша­ет нас, мол, эти при­шель­цы заби­ра­ют то, что, было раз­ве­да­но в совет­ское вре­мя, что-де еще в глу­бине зем­ли оста­ет­ся мно­го нераз­ве­дан­ных запа­сов для потом­ков.

Затем, и это глав­ное, наш герой при­стра­стил­ся к мен­тор­ско­му тону: сплошь и рядом так и стре­мит­ся поучать… Кого учить и чему, пря­мо беда! Сидя в бла­го­по­луч­ной и сытой Евро­пе и живя в свое удо­воль­ствие, как барин, в бла­го­сло­вен­ном кра­си­вом горо­де Пари­же, он поте­рял спо­соб­ность объ­ек­тив­но судить о поло­же­нии в нашей стране. Ведь, как гово­рит­ся,  «сытый голод­но­го не разу­ме­ет». А зачем ему надо? Его устра­и­ва­ет роль про­ро­ка.

А потом идет пря­мо оскор­би­тель­ная сен­тен­ция для каза­ха: «Никто из сосед­них стран не даст мало­чис­лен­но­му казах­ско­му этно­су создать моно­на­ци­о­наль­ное госу­дар­ство на гро­мад­ной тер­ри­то­рии с бога­ты­ми недра­ми». А что теперь при­ка­жи­те делать, мыр­за Сулей­ме­нов? Отдай жену сосе­ду, а сам иди к б…?! Если без гру­бо­сти, в нази­да­ние будет ска­за­но муд­ре­цу Сулей­ме­но­ву: «Прав­да мно­го­ли­ка» – как отме­тил вели­кий Кун-дзы (Кон­фу­ций). Есть в при­ро­де здо­ро­вый эго­изм для инди­ви­ду­у­ма, есть здо­ро­вый наци­о­на­лизм для этно­са, что состав­ля­ют честь и досто­ин­ство нации, кото­ры­ми нель­зя посту­пать­ся, за что жерт­ву­ют сво­ей жиз­нью герои.

И сно­ва жон­глер­ство сло­ва­ми «госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щая нация, гра­до­об­ра­зу­ю­щее пред­при­я­тие, моно­на­ци­о­наль­ное госу­дар­ство», все сва­лил в одну кучу и срав­ни­ва­ет совер­шен­но с дру­гой мате­ри­ей – с поня­ти­я­ми мине­ра­ло­гии «твер­дость» и «хруп­кость». Если уж на то пошло, самые твер­дые поро­ды-моно­кри­стал­лы – алмаз, рубин и сап­фир.

Хоро­шо, возь­мем при­мер из соци­у­ма в при­ро­де – моно­на­ци­о­наль­ные госу­дар­ства. Такие, как Япо­ния, Корея, Изра­иль, и из стран быв­ше­го СССР – Лит­ва, Эсто­ния, Гру­зия, Узбе­ки­стан, Турк­ме­ния – проч­ные суве­рен­ные госу­дар­ства, живут они и про­цве­та­ют.

И сно­ва сен­тен­ция: «Меч­та о моно­эт­ни­че­ском госу­дар­стве про­сто оши­боч­на для каза­хов», – веща­ет нам про­рок Олжас. К чему он кло­нит? А поче­му каза­хи долж­ны посту­пить­ся сво­и­ми кров­ны­ми инте­ре­са­ми и поче­му хотят выши­бить у каза­хов гор­дый дух пред­ков – сво­бод­ных нома­дов со сво­им миром куль­ту­ры веко­вых тра­ди­ций и обы­ча­ев? Хоти­те, что­бы все каза­хи ста­ли ман­кур­та­ми?

В наше вре­мя, назы­вае­мое гло­ба­ли­за­ци­ей, спа­се­ние наро­да в нрав­ствен­ном плане – не терять свои исто­ри­че­ские кор­ни, свое наци­о­наль­ное лицо. Так посту­па­ют умные наро­ды: китай­цы, япон­цы, южные корей­цы, где хра­нят свой наци­о­наль­ный дух, наци­о­наль­ный мен­та­ли­тет – куль­ту­ру, язык и сте­рео­тип наци­о­наль­но­го пове­де­ния наря­ду с овла­де­ни­ем совре­мен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Эти наро­ды, будучи моно­на­ци­о­наль­ны­ми госу­дар­ства­ми, выхо­дят на пере­до­вые рубе­жи по проч­но­сти госу­дар­ствен­но­го устрой­ства и в эко­но­ми­че­ском миро­вом сорев­но­ва­нии.

Вы, Олжас, по сути дела, руби­те сук, на кото­ром сиди­те: «Сен ћазаћ болѕан соѓ ѕана осы ћџр­мет­тi дќре­же­ге жет­тiѓ, сол жаман ћаза­ћтыѓ арћа­сын­да» (Бла­го­да­ря тому же «пло­хо­му каза­ху» ты и дошел до про­цве­та­ния).

И сно­ва экс­курс, ссыл­ка на Сол­же­ни­цы­на. Кста­ти, этот ваш «гума­нист» Сол­же­ни­цын очень недоб­ро­же­ла­тель­но отно­сил­ся к каза­хам, хотя вку­шал наш хлеб и остал­ся жить в Кара­ган­де, а его сола­гер­ни­ки в Вор­ку­те и Мага­дане дуба дали… У него импер­ская отрыж­ка была (это ска­за­но на манер Олжа­са), кото­ро­му хочет­ся напом­нить, что «поэтом можешь ты не быть, но граж­да­ни­ном быть обя­зан».

Сабит ЕСЖАНУЛЫ,

Б.ЖАПАШЕВ,

А.БАЯРШИНА и дру­гие

Республиканский еженедельник онлайн