fbpx

«Топорное» дополнение К КУЛЬТУ ЛИЧНОСТИ

В запад­ной прес­се на про­шлой неде­ле пишут об оче­ред­ной серии кино­э­по­пеи о Назар­ба­е­ве, назы­вая кар­ти­ну «допол­не­ни­ем к куль­ту лич­но­сти».

На англо­языч­ном сай­те Eurasianet.org в ста­тье «Казах­стан: послед­ний бай­о­пик о Назар­ба­е­ве ведет ко сну» кор­ре­спон­дент Крис Рикл­тон делит­ся впе­чат­ле­ни­я­ми от про­смот­ра шестой части кино­э­по­пеи о пре­зи­ден­те Казах­ста­на Нур­сул­тане Назар­ба­е­ве «Путь лиде­ра», в кото­рой пока­зы­ва­ют исто­рию созда­ния новой сто­ли­цы Аста­ны.

«Фильм явля­ет­ся неза­по­ми­на­ю­щим­ся допол­не­ни­ем к куль­ту лич­но­сти пре­зи­ден­та. […] Даже если судить по откро­вен­но про­па­ган­дист­ским стан­дар­там сери­а­ла «Путь лиде­ра», дебю­ти­ро­вав­ше­го в 2011 году, фильм номер шесть явля­ет­ся топор­ным», – пишет Крис Рикл­тон.

Что­бы попасть на показ, кор­ре­спон­ден­ту Eurasianet.org при­шлось ходить в кино­те­атр три­жды. В пер­вый раз зал ока­зал­ся пере­пол­нен­ным, на кас­се ска­за­ли, что в кино при­вез­ли школь­ни­ков. Во вто­рой раз жур­на­лист был един­ствен­ным, кто при­шел на сеанс на казах­ском язы­ке. И, нако­нец, в тре­тий раз жур­на­лист посмот­рел кар­ти­ну в зале, где кро­ме него были двое зри­те­лей.

Опи­сы­вая фраг­мент филь­ма, где пре­зи­дент посе­ща­ет дом людей, кото­рые толь­ко что пере­еха­ли в Аста­ну с запа­да Казах­ста­на, кор­ре­спон­дент отме­ча­ет, что «семья пол­на опти­миз­ма, но им труд­но, так как раз­ви­тие инфра­струк­ту­ры не успе­ва­ет за тем­па­ми роста насе­ле­ния». Если бы сюжет «задер­жал­ся» на исто­рии этих пере­се­лен­цев, рас­ска­зал их даль­ней­шую судь­бу, это мог­ло бы доба­вить боль­ше «чело­ве­че­ско­го повест­во­ва­ния» в фильм, счи­та­ет автор.

«Посколь­ку это жиз­не­опи­са­ние свя­то­го, всё вни­ма­ние уде­ле­но имен­но Назар­ба­е­ву. Там есть сце­на его раз­го­во­ра с [покой­ной] мате­рью в момент, когда он погру­жа­ет­ся днем в думы. И его тен­нис­ный матч с пре­зи­ден­том Рос­сии Бори­сом Ель­ци­ным. Толь­ко такие эпи­зо­ды нару­ша­ют ску­ку вос­со­зда­ния засе­да­ний каби­не­та, поли­ти­че­ских речей и рабо­чих визи­тов в Аста­ну», – гово­рит­ся в ста­тье.

Созда­те­ли преды­ду­щих серий сни­ма­ли кино о совет­ском пери­о­де. Они, стал­ки­ва­ясь с поли­ти­че­ски­ми и твор­че­ски­ми вызо­ва­ми – как изоб­ра­зить про­бле­мы совет­ско­го прав­ле­ния, одно­вре­мен­но воз­вы­шая образ Назар­ба­е­ва, про­дук­та систе­мы. У авто­ров послед­ней по вре­ме­ни серии – кажет­ся, менее бла­го­дат­ная поч­ва. Это годы после про­воз­гла­ше­ния неза­ви­си­мо­сти, вре­мя пере­но­са сто­ли­цы из Алма­ты, зеле­но­го горо­да в окру­же­нии живо­пис­ных гор, в киша­щую кома­ра­ми холод­ную степь. Идею Назар­ба­е­ва поме­нять сто­ли­цу встре­ти­ли в 1994 году с кри­ти­кой и даже со сме­хом, но мало кто риск­нет сме­ять­ся над этим сей­час. Как отме­ча­ет автор, Аста­на за эти годы пре­вра­ти­лась в боль­шой город, но несмот­ря на это, сто­ли­ца стра­да­ет от пло­хой пла­ни­ров­ки. Сто­и­мость стро­и­тель­ства в Астане высо­ка, в горо­де не хва­та­ет обще­ствен­ных мест, он зады­ха­ет­ся от смо­га, здесь суро­вые зимы. Но в кино­кар­тине, конеч­но, мало что из это­го упо­ми­на­ет­ся, под­чер­ки­ва­ет­ся в ста­тье.



Появ­ле­ние в филь­ме быв­ше­го пре­мьер-мини­стра Аке­жа­на Каже­гель­ди­на, пере­шед­ше­го впо­след­ствии в оппо­зи­цию (Каже­гель­дин с 1999 года живет за рубе­жом, на родине он заоч­но при­го­во­рен к 10 годам тюрь­мы по обви­не­ни­ям в кор­руп­ции), в ста­тье назы­ва­ют «добав­ле­ни­ем зло­дея», что необ­хо­ди­мо для созда­ния «неко­то­рой дра­мы».

«Вез­де, где появ­ля­ет­ся Каже­гель­дин, его изоб­ра­жа­ют лени­вым макиа­вел­ли­стом, кото­рый укло­ня­ет­ся от испол­не­ния сво­их обя­зан­но­стей и замыш­ля­ет подо­рвать [авто­ри­тет] Назар­ба­е­ва, что­бы захва­тить власть. Остав­ляя в сто­роне эти­че­ские сооб­ра­же­ния рас­хо­до­ва­ния госу­дар­ствен­ных денег на очер­не­ние оппо­зи­ци­он­ных фигур, эти сце­ны слиш­ком немно­го­чис­лен­ны и крат­ки, что­бы сде­лать из Каже­гель­ди­на убе­ди­тель­но­го зло­дея. Даже в про­па­ган­дист­ских филь­мах у поли­ти­че­ских про­тив­ни­ков Назар­ба­е­ва прак­ти­че­ски нет эфир­но­го вре­ме­ни», – заклю­ча­ет кор­ре­спон­дент.

Анна КЛЕВЦОВА,
Rus.azattyq.org

Республиканский еженедельник онлайн